30 сентября 2014 г.

Разыскиваются: наставники, а не тренеры

Элитным спортсменам сегодня не хватает мотивации, но они должны быть в форме. Что им нужно от своих тренеров? Тактичность и рассудительность. Представьте, что вы собираетесь пробить пенальти. Стадион забит до отказа, миллионы смотрят по телевизору. Момент истины. А потом, на пике концентрации, вы видите как ваш тренер прыгает вверх и вниз, ударяя себя в грудь, крича на вас, "Только не промахнись! Забей его в угол! Покажи как ты бьешь! Нельзя промазать! Пробей сильно и точно, чтобы он не смог его даже тронуть!"


Теперь представьте, что вы первый скрипач, и вы находитесь на сцене Королевского оперного театра, чтобы исполнить дебют. Перед первым аккордом, с поднятием занавеса, дирижер поворачивается к тебе и шепчет: "Если вы совершите ошибку сегодня, любую ошибку, то я ударю вам в глаз моей палочкой. Теперь давайте играть Дон Джованни со свободой и выразительностью!"

И как бы вы относились к хирургу, который проводил операцию спасения жизни вашей жене или ребенку? Вы бы угрожали и запугивали врача? Или вы бы попытались избежать дополнительного беспокойства к уже чреватой ситуации? Во всех этих трех случаях это широко признано, что ни один здравомыслящий тренер, наставник или наблюдатель не будет стремиться добавить тревожности к усилиям главного героя. Он взят как данность, что игрок в гольф, хирург или музыкант уже пытается достаточно - возможно, даже слишком.

И все же в большинстве спортивных изданий, позиция тренеров по умолчанию - и экспертов, которые судят тренеров в СМИ - предполагает что проблема, затрагивающая команду или отдельного игрока, как правило, вызвано отсутствием усилий. Если бы только игроки больше заботились, пытались сильнее... Это мнение, настолько широко распространена в спорте, что приводит к реакции коленного рефлекса: надо дать им хорошую взбучку; ожидаем, что будет много сильных слов в раздевалке после этого выстрела; не хотелось бы стоять рядом с менеджером в перерыве.
Мы остановимся на точке зрения о том, как стать лучше профессиональным спортсменам. В конце концов, высший уровень дисциплины и ответственности не подлежат обсуждению, если вы хотите выжить в качестве профессионального спортсмена сегодня. Эпоха вялых, ленивых спортсменов проводящие по инерции свои карьеры и сетуя на тяжелую жизнь и проводя значительное время в ночных клубах близится к завершению. Сегодняшние профессиональные спортсмены, как правило, исключительно дисциплинированны, ответственны и решительны.

Пора заново классифицировать элитный спорт и перестать видеть спортсменов как толпу немотивированных бесполезных людей. Спортсмены в высококвалифицированных видах спорта, на самом деле, имеют много общего с хирургами и скрипачами. Они нуждаются в наставниках, мудрых советниках, доверенных людях. Рассмотрим умение отбивающего мяч (крикет и бейсбол). Как дисциплинировать здесь? Здесь нужно чувствовать, доверять, сохранять самообладание и равновесие. Образно (с навыком на одном конце и грубой силы на другом) умение отбивать мяч имеет много общего с игрой на музыкальном инструменте.
Единодушия в том, как лучше помочь элитным исполнителям, на сегодняшний день практически нет. Музыканты, как только они достигли вершины, как правило, не имеют штатных профессиональных учителей. Они полагаются вместо этого на доверенных наставников, людей, которые могли бы разыскать малую разницу или увидеть отсутствие формы. Они относятся к этим наставникам как к своим "вторым ушам". Топ-музыканты признают, что то, что они слышат в своих собственных головах может отличаться от "реальной" музыки, которая достигает аудитории. Наставник, хотя и не с позиции власти над артистом, способен объективно видеть и слышать. Такие отношения основаны на доверии.

Нечто подобное - хотя это называется "коучинг" - происходит во многих индивидуальных видах спорта. В гольфе и теннисе, тренер работает для спортсмена, а не наоборот. Это не только отражение экономических составляющей. Когда Роджер Федерер нанял Стефана Эдберга, он не хотел, чтобы швед кричал на него: "Старайся сильней!". Это было бы бесполезно и контрпродуктивно. Федерер искал изменения в его игре у сетки, и Эдберга, как величайшего тренер своего поколения, попросили использовать свою уникальную методику. В основе отношений, которой были знания и взаимное уважение.
В командных видах спорта все немного сложнее. Тренер, как правило, управляет отбором, командной тактикой, и отвечает за найм и увольнения (не во всех командах). Это изменяет отношения "тренер-игрок". Но не совсем. В долгосрочной перспективе, лучший способ для тренера, чтобы заручиться поддержкой своих игроков - убедить их, что он может помочь им играть лучше. Обращение к их разумному эгоизму является наиболее надежным способом привлечения спортсмена на свою сторону.
Проблема, конечно, в том, что, помогая игрокам забить больше и взять больше ворот (в крокете) является редким и трудным умение. Она требует проницательного наблюдения, тактичности, оценки и таланта к простому объяснению. Хорошие тренеры способны сформулировать ту же точку по-разному. Великий тренер имеет много общего с учителем, чем обычный босс или сотрудник. В конечном счете, его вклад выражается через совокупность исправлений, которые он делает для своих игроков.
Я никогда не встречал спортсмена, пожелавшего стать неудачником, и тех, кто не страдал от боли разочарования. Редко встретишь современного спортсмена, который равнодушно относится к шансу стать лучше. В современной ультра-профессиональной и высоко дисциплинированной эре, отправной точкой для всех тренеров должна быть презумпция: эти люди хотят стать лучше, как я могу им помочь?

Оригинал: http://www.espncricinfo.com/magazine/content/story/732387.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий