6 мая 2013 г.

Несколько тезисов психолого-педагогических условий подготовки юных спортсменов. Часть 1

Психология в спорте одна из важных составляющих наряду с техникой, физической подготовкой и тактикой. Этот аспект нельзя оставлять без внимания тренерам ни в коем случае. Прочитанная мной книга Г.А. Кузьменко о "Психолого-педагогических основах спортивной подготовки детей 9-12 лет" заставила заново переосмыслить (но не изменить) свой взгляд на спортивную психологию, овладеть несколькими педагогическими приемами и лучше понять своих воспитанников.

Учителем становиться нет тот, кто хочет утвердиться, а тот, кто жертвует собой.
Д. Кришнамурти

В ходе образовательного процесса тренеру необходимо давать ребенку проигрывать различные социальные роли. Он может быть ведомым, а завтра ведущим. Руководителем или исполнителем. Спортсменом или тренером. Этот даст ребенку понять кто он есть, кем может быть, поможет самоутвердиться в коллективе.

За правильное поведение хвалить и вознаграждать надо намного больше, чем наказывать за неправильное, тогда все живое будет двигаться только в правильно направлении.

В ходе становления качественных основ спортивной деятельности ребенка происходит выполнение им педагогических установок. В ходе выполнения установки юный спортсмен обучается самоконтролю, воспитывает устойчивость внимания, помехоустойчивость, целеустремленность, выдержку, самообладание и другие значимые качества.

Профессионально значимые виды способностей к воспитанию детей:
  1. правильно оценивать внутреннее состояние ребенка, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии);
  2. быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах, поступках;
  3. вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
  4. приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
  5. вселять в ребенка уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
  6. находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
  7. вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Значимые ценности юных спортсменов 9-12 лет


Чувства заставляют человека думать...
Б. Шоу

Уровень проявления специальных способностей юных спортсменов в ходе спортивной деятельности зависит от побудительной силы мотивов. Эмоциональная окраска переживания личностью значимости деятельности создает мотивационно-смысловое пространство.
"Особенность эмоции, - по определению Б.М, Теплова, - состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий