Представляю Вашему вниманию вторую часть статьи, в которой речь пойдет об основных задачах начальной подготовки, о качествах и чертах характера присущим сильным спортсменам, об отношении к победам и поражениям.
На период младшего школьного возраста ребенка в основном приходится этап начальной подготовки. Основные задачи этого этапа:
- чувство превосходства и общественной уверенности,
- самонадеянность и повышенная готовность к отстаиванию своих прав,
- упорство,
- несговорчивость,
- эмоциональная устойчивость,
- высокая целеустремленность,
- экстравертированность,
- соревновательная агрессивность (Morgan, 1980; Leith, 1992).
На период младшего школьного возраста ребенка в основном приходится этап начальной подготовки. Основные задачи этого этапа:
- укрепление здоровья, повышения разносторонней физической подготовленности детей, преимущественно ловкости, быстроты, гибкости, выносливости;
- постановка школы базовой техники в виде спорта;
- обучение основным технико-тактическим приемам;
- становление и развитие интереса к систематическим занятиям спорта;
- воспитание личностных качеств юных спортсменов, значимых в спортивной деятельности и общей социализации личности ребенка: ответственности, трудолюбия, терпеливости, настойчивости, интуитивности, уверенности в себе, коллективизма, морально-волевых и других жизненно необходимых качеств и черт характера;
- выявление наиболее способных детей для дальнейшего совершенствования в виде спорта.
В сотрудничестве с руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решать более трудные задачи, чем самостоятельно...Л.С. ВыготскийВ жизни обретают ценность такие качества и черты характера, типичные для сильнейших спортсменов, как:
- чувство превосходства и общественной уверенности,
- самонадеянность и повышенная готовность к отстаиванию своих прав,
- упорство,
- несговорчивость,
- эмоциональная устойчивость,
- высокая целеустремленность,
- экстравертированность,
- соревновательная агрессивность (Morgan, 1980; Leith, 1992).
Приоритетные цели
Тренер:
Создать спортивную команду-победителя; разобрать авторскую методику подготовки юных спортсменов; создать органичное пространство субъектов спортивной творческой деятельности; добиться профессионального признания и самоутвердиться в общественном мнении как тренер-профессионал и др.
Ребенок:
Добиться успехов в спорте, пообщаться с друзьями, поиграть; освоить новые движения и элементы техники; самоутвердиться, завоевать авторитет, добиться уважения со стороны членов команды; быть нужным, значимым, каждый день строить новые планы и др.
Родители:
Укрепить здоровье ребенка; воспитать трудолюбивого, волевого ребенка; организовать свободное время ребенка; воспитать спортсмена-профессионала; реализоваться в ребенке-спортсмене; самоутвердиться как достойному родителю и др.
Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем. Ж. МольерЧувства, которые мы можем взрастить в ребенке, чтобы он стал личностью:
- Моральные чувства - это эмоциональное отношение человека к поведению людей и своему собственному;
- Интеллектуальные чувства - это переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности (любопытство, любознательность, удивление, сомнение);
- Эстетические чувства - это переживания, возникающие при восприятии и создании прекрасного.
- Кинестетические чувства - это чувство ритма, темпа, статического и динамического равновесия, чувство опоры, чувство действия и противодействия, чувство партнера, соперника, чувство команды и др.
Затруднения и ошибки в технической подготовленности спортсменов и пути их преодоления (Ю.К. Гавердовский и др., 1979 г.)
Правила для ребенка (Януш Корчак)
- Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.
- Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним.
- Не падай духом, если долго нет улучшения или даже если есть ухудшение.
- Не ставь слишком легких условий, но такие, чтобы ты мог выиграть.
- Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных - трудно.
- Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему привык, ты закаляешь волю. а это самое главное.
Победа и поражение
Каждый ребенок должен ощутить состояние и переживание победы, победы над внешним соперником, победы над обстоятельствами, но всего важнее победа над собой.
Победа над собой складывается из умений:
- побеждать свои слабости,
- учиться давать самооценку своим способностям,
- определять свои сильные и слабые стороны,
- соперничать со своими предыдущими результатами,
- соотносить собственные достижения с планируемыми и востребованными ожиданиями.
Если выступления подкрепляются успехом, то формируется смысл спортивной деятельности как таковой. Победа... Да, так и должно быть! Не ревность, не недовольство и не жалобы, не хвастовство и унижение противника, а рыцарское сознание своего и его достоинства, гордая вера, несмотря на неуспех, в свои силы, убеждение, что равный тягается с равным, уважение к человеку.
Поражение может не оказать никакого влияния на ребенка, если ребенок не заинтересован в качестве и результате деятельности. Если заинтересовать, появляется азарт. При низкой самооценке ребенок разочаровывается в своих силах, убеждается в своей неуспешности, при адекватной - поражение является шагом к достижению успеха.
И победа, и поражение не дают права расслабляться. Для достижения успеха необходимо приложить усилия. Поражение - хороший толчок для работы над собой.
1-ую часть можно прочитать здесь.
Окончание в следующей части...
Комментариев нет:
Отправить комментарий