18 мая 2013 г.

Несколько тезисов психолого-педагогических условий подготовки юных спортсменов. Часть 3


Рекомендации юным спортсменам, десять заповедей для родителей, отношение к спорту Сергея Овчинникова и Андрея Шевченко, а также многое другое в заключительной части серии публикаций тезисов психолого-педагогических условий подготовки юных спортсменов.

Часто тренера кидает из крайности в крайность. То тебя возносит, то начинает душить. А так не надо. Человеку нужно давать играть спокойно. Если тебя не удовлетворяет игра вратаря, ты должен просто его убрать. И не нужно давить каждым пропущенным голом. От этого голкипер становится только более закрепощенным.

Рекомендации юному спортсмену:

  1. Не страдать. Когда мы страдаем, все функции организма угнетаются.
  2. Вытеснить страдание. Заполнить мысли образами, которые создают прекрасное настроение.
  3. Иметь пять-шесть образов хорошего настроения.
  4. Не допускать переутомления. Учиться восстанавливать силы.
  5. На тренировке и на соревновании не работать, а играть.
  6. Делай сам свое настроение!
  7. Освободись от пут страха!
  8. Пять заповедей перед соревнованием:
  • соревнование - это праздник;
  • ощущать абсолютную уверенность в своих силах;
  • мгновенно отвечать мобилизацией на любые трудности;
  • активизироваться к концу соревнований;
  • уважать тренера, товарищей, соперников.
Р.М. Загайнов

Научить детей быть благодарными окружающим за участие в их личном росте - одна из основных педагогических задач тренера.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый тебе - учитель. Н.К. Рерих
Десять заповедей для родителей

  1.  Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен: ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай внимание на них: мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, что для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак

Состояние здоровья является значимым фактором в достижении спортивного успеха ребенка. Дети, пропускающие тренировки по причине повышенной заболеваемости, в меньшем объеме овладевают техническими элементами, функциональной и физической готовностью, теоретической базой организации спортивной деятельности.

При комплектовании групп и рабочих подгрупп среди детей-спортсменов желательно акцентировать внимание на личностных качествах ребенка, и чем больше разных характеров, тем лучше. Дети находят повод, чтобы поругаться, но так же быстро совместная спортивная деятельность их примиряет.

"Спорт - это закалка, характер, иное отношение к действительности, ответственность, крепкая психика, стремление идти вперед. Это, в конце концов, особая система ценностей. Так что футбол мне многое дал. Без него моя жизнь не сложилась бы так ярко." Сергей Овчинников.

Родитель не задумывается о том, что процесс накопления и реализации накопленного потенциала индивидуален, гетерохронен, отставлен во времени, чтобы достичь требуемого уровня развития качества, необходима адекватная работа на пределе возможностей. Как невозможно воспитать командную ответственность без воспитания ответственности за собственную деятельность, так и невозможно развиваться в целом без каждодневного преодоления своих слабостей.
Футболист Андрей Шевченко в интервью подчеркнул: "Сдаваться - это легче всего". Тренер сборной СССР по футболу Валерий Лобановский сказал: "Если терпеть, то добьешься всего".

Спорту нужен думающий, осмысливающий, знающий, ведающий ребенок, мотивированный не на уход от проблемы, а на ее решение в системе деятельности своей команды.

Родитель часто воспринимает ребенка одномоментно, в статике конкретных незначительных спортивных достижений. Тренер видит ребенка в долгосрочной динамике, которая является побудительной силой множества побед над собой.

"В спорте, главное - желание самого спортсмена, который пересиливая себя, добивается наилучшего результата. И иногда хлипкий на первый взгляд ребенок может добиться гораздо лучшего результата, чем сильный, но не заинтересованный в спорте.
Тренер - это удивительный человек, который должен быть успешным как в карьере, так и в личной жизни. Иначе ученик, смотрящий в его глаза, не сможет ощутить полноту силы духа своего наставника, который, как кажется, знает ответы на все вопросы и искренне верит в победу своих воспитанников." (Шиленок Вероника)

Материал составлен с помощью книги Галины Анатольевны Кузьменко. «Психолого-педагогические условия подготовки юных спортсменов 9–12 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий